Власть пешеходов: как изменился столичный рынок стрит-ретейла в 2017 году
Главные тенденции года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла, рост ставок и оживление центральных улиц Москвы
В 2017 году столичный рынок уличной торговли начал восстанавливаться после трехлетнего кризиса: сократилось число пустующих магазинов, выросли ставки аренды, увеличилось присутствие международных брендов, открывших свои первые монобрендовые точки на крупнейших торговых улицах столицы.
Главное, что в последние годы влияло на рынок стрит-ретейла, — жесткая политика столичных властей в отношении парковок и реализация программы благоустройства «Моя улица», считают опрошенные «РБК-Недвижимостью» эксперты.
«Один из ярких примеров — Тверская улица, которую после запрета парковки покинули премиальные арендаторы. В результате эта магистраль выпала из списка наиболее востребованных в городе, ведь она утратила свой основной трафик — автомобильный. Расширение тротуаров и создание комфортных прогулочных зон привлекло на Тверскую пешеходный трафик и новый спрос со стороны арендаторов, работающих на этом потоке. Так, за последний год на Тверской появились продуктовые магазины (например, флагманский магазин «Ашан». — Прим. «РБК-Недвижимости»), демократичные кафе и марки одежды (например, H&M), бутики российских дизайнеров, ювелирные магазины», — говорит заместитель руководителя отдела стрит-ретейла компании JLL в Москве Наталья Озерная.
Предложение больше, ставки выше
Высоким спросом у арендаторов пользуется Никольская улица — по данным JLL, доля вакантных помещений здесь сократилась за последний год в три раза, с 15% до 5%. Этот торговый коридор примыкает к Красной площади, основным достопримечательностям и нескольким станциям метро, привлекая тем самым широкий спектр арендаторов — от масс-маркета до люкса, ориентирующихся на поток туристов и жителей города.
Торговые улицы Москвы с самыми высокими арендными ставками в 2017 году
Согласно данным компании Colliers International, самые высокие арендные ставки на торговые помещения в Москве традиционно в Столешниковом переулке: от 200 тыс. до 280 тыс. руб. за 1 кв. м в год
(Фото: Михаил Грушин/ТАСС)
Ротация арендаторов на центральных улицах влияет и на арендные ставки: те коридоры, которые ранее считались самыми престижными и дорогими, становятся более доступными и наоборот. «В новых условиях наиболее верно говорить не о престижных и дорогих улицах, а, скорее, о конкретных локациях», — уверена ведущий консультант отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Марьяна Матуева. Так, например, в этом году вырос интерес к Старому Арбату и Неглинной улице, где за год доля свободных площадок сократилась с 9,5% до 7,9% и с 14% до 10% соответственно.
В наиболее сложной ситуации в текущем году оказались арендаторы заведений общепита и магазинов, расположенных на Садовом кольце, где этим летом развернулись самые масштабные строительные работы. Многие помещения, которые сдавались в начале года, по-прежнему ищут арендаторов, при этом собственники неохотно идут на снижение ставок. Как результат, после завершения реконструкции средняя вакантность здесь почти не снизилась и на отдельных участках магистрали все еще очень высока — 20–25%, отмечают в Colliers International.
К концу года доля пустующих помещений на крупнейших торговых коридорах окажется на уровне 6,8–7%, то есть почти на 2 п. п. ниже показателя начала года, прогнозирует руководитель департамента стрит-ретейла по России Colliers International Екатерина Подлесных. Высокая активность арендаторов привела к дефициту таких площадок на центральных улицах Москвы, что, в свою очередь, вызвало рост ставок аренды. По данным Colliers Internatinal, за последние 12 месяцев они выросли на 20–25%. Похожие цифры приводят в компании JLL: так, согласно их подсчетам, со второго квартала 2016 года до третьего квартала 2017-го ставки аренды на Тверской выросли со 100 тыс. руб. до 115 тыс. руб. за 1 кв. м в год.
Победа общепита
Главная тенденция года — смена состава арендаторов в пользу операторов общепита и продуктового ретейла. По данным Colliers International, в целом на пешеходных улицах Москвы доля общепита выросла за последний год с 41% до 45%, а, например, в районе Патриарших прудов — с 29% до 35%. Сейчас кафе и рестораны занимают не менее 40% всех торговых площадей центра столицы.
Для сравнения: на магазины одежды и обуви вместе с банками и финансовыми услугами совокупно приходится 20%. По прогнозу Натальи Озерной, такая тенденция продолжится и в следующем году, при этом наиболее востребованным станет формат кулинарии, который сегодня является конкурентом сетевых ретейлеров.