Новости

В Москве за год втрое выросло число коворкингов :: Деньги :: РБК

Если раньше основными арендаторами таких площадок были индивидуальные предприниматели, то сегодня резидентами коворкингов все чаще становятся крупные компании

За год число коворкингов в Москве и ближайшем Подмосковье выросло втрое, подсчитали по запросу «РБК-Недвижимости» в компании Colliers International. Если в августе 2016-го в Московском регионе насчитывалось 36 таких пространств, то сегодня — уже 106 (кроме международной сети Regus). При этом наиболее активно развиваются сетевые коворкинги.

Столь резкий рост рынка коворкингов эксперты объясняют тем, что в условиях экономического кризиса у многих компаний сокращаются доходы и им приходится отдавать часть функций на аутсорсинг. Специалисты, работающие на аутсорсинге, — это потенциальная аудитория коворкинг-пространств, указывают в Colliers International.

Самым большим спросом у арендаторов пользуются крупноформатные профессиональные коворкинги на 100 рабочих мест и более — такие площадки заполнены почти полностью, отмечают аналитики. «Существует тенденция к увеличению площадей, которые арендуются или покупаются под организацию таких проектов. Средняя занимаемая коворкингом площадь, которая на данный момент составляет порядка 500–700 кв. м, может увеличиться в ближайшие два-три года до 1–1,4 тыс. кв. м», — говорит консультант отдела исследований рынка CBRE Маргарита Кабалкина.

Средний размер коворкингового пространства в столице, по данным JLL, составляет около 50 рабочих мест. При этом минимальный запрос крупных операторов — потенциальных арендаторов или пользователей площадей в бизнес-центрах находится на уровне 200–300 рабочих станций. Если раньше основными арендаторами таких площадок были индивидуальные предприниматели, основатели небольших стартапов, дизайнеры, программисты, представители творческих индустрий, то сегодня резидентами коворкингов все чаще становятся крупные компании — в столице на них приходится половина спроса, утверждают эксперты.

«Для корпораций коворкинг дает гибкость в арендных отношениях: нет необходимости держать излишние площади под временных сотрудников, командированных из региональных представительств, и проектные работы, снимается вопрос поиска помещений под тренинги и мероприятия, есть возможность добавлять и сокращать рабочие места, предоставляется гибкий подход оплаты аренды. Такие концепции привлекают корпоративных клиентов своей экономикой: арендовать станции в коворкинге дешевле, чем занять площади в бизнес-центре в переводе на ставку аренды. При этом компания не несет капитальные затраты на офис и получает широкую инфраструктуру и различные бизнес-сервисы», — поясняет руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL Елизавета Голышева.

Читать так же:  МR Group запускает первый проект в элитном сегменте в центре Москвы

Месячная стоимость фиксированного рабочего места за последний год выросла на 25%, утверждают в Colliers International. Согласно подсчетам компании CBRE, сейчас арендные ставки в коворкингах в центральных локациях города колеблются в коридоре 13–20 тыс. руб. в месяц за закрепленное рабочее место. «Диапазон стоимости услуг обусловлен различиями в перечне опций, включенных в тарифы коворкингов. Чем выше цена — тем больше опций доступно для клиента и наоборот. Например, использование сканера/принтера или переговорной комнаты будет доступно только в предложениях, формирующих верхнюю границу диапазона», — объясняет директор департамента представления интересов арендаторов Colliers International Франсуа Нонненмашер.

Несмотря на рекордные показатели последнего года, российский рынок коворкингов все еще заметно отстает от европейского и американского. Если в Берлине на 1 млн жителей приходится 28 коворкингов, в Барселоне — 24, в Нью-Йорке — 18, в Лондоне и Париже — 14 и 10 соответственно, то в Москве их всего семь, указывает начальник отдела стратегического консалтинга компании JLL Юлия Никуличева. Именно поэтому в ближайшие годы на рынке будут появляться новые крупноформатные пространства как существующих, так и новых для Москвы сетевых операторов, прогнозируют в Colliers International.

Коворкингами, или общественными офисами, называются помещения, в которых удаленные работники арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, отдельные столы или целые офисы. Помимо рабочих зон, коворкинги включают переговорные, помещения для проведения семинаров, спортивные залы и кафе. В Москве сконцентрировано около 60% коворкинговых станций от всего предложения в стране, остальной объем приходится на крупные города. 

Источник

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button