Полшага до Крыма. Что сейчас происходит на главной стройке России
Плоды девяти месяцев
Инфоцентр «Крымский мост» провёл пресс-тур на стройку в Керченском проливе. На него приехали представители нескольких десятков СМИ из разных регионов России, включая Камчатку. Некоторые признавались, что мечтали вживую увидеть происходящее сейчас между двумя берегами, и не скрывали радости. Но едва ли не больше были впечатлены журналисты, которые участвовали в таком же пресс-туре девять месяцев назад и теперь могут сравнивать. С марта, когда как раз минул первый год с начала активной фазы работ, произошли огромные перемены.
В вахтовом городке, возведённом для строителей в Тамани, журналистам выдали каски, сигнальные жилеты, провели инструктаж по технике безопасности и сразу после этого повезли на объект. Вскоре в окнах микроавтобусов показалась стройка подъездной дороги к мосту, которая тоже идёт полным ходом. С весны её очертания стали гораздо отчётливее. Также за последние месяцы рядом выросли стальные каркасы зданий, в которых будет находиться база эксплуатации моста после его открытия. Но всё это отходит на второй план на фоне основных работ в акватории Керченского пролива.
В Краснодарском крае лучший вид на транспортный переход открывается со смотровой площадки, расположенной на Таманском полуострове у мемориала морякам-десантникам «Пушка Лендера». Здесь установили скамейку для туристов с официальным логотипом моста, как в Керчи. С этой точки хорошо видно начало моста и поэтому в глаза сразу бросились произошедшие на нём перемены. Весной здесь был только стальной «скелет», а сейчас дорожное полотно выглядит почти готовым, по нему даже свободно ездит техника строителей. Опять же, девять месяцев назад она колесила только по трём временным мостам, построенным для доставки людей и грузов. Особенно бросился в глаза движущийся в сторону Тамани вахтовый автобус, давший представить на миг здешний трафик через год. Участники пресс-тура даже стали шутить, что он приехал прямиком из Крыма. А вот скорое появление короткого сухопутного маршрута на полуостров — уже отнюдь не фантазия.
В августе строители сплавили со стапеля на керченском берегу, подняли и установили на фарватерные опоры железнодорожную арку, а в октябре — автомобильную.
Пик стройки
Строители уже полностью завершили сооружение всех 288 автомобильных опор транспортного перехода. И также далеко они продвинулись в монтаже и установке многотонных пролётов.
«Уже в середине декабря мы надвинем все пролётные строения к фарватерному участку со стороны Тамани, — говорит заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании-подрядчика „Стройгазмонтаж“ Леонид Рыженькин. — А ещё где-то дней через десять такой же технологический процесс будет выполнен со стороны Керчи. То есть сомкнётся полностью всё мостовое полотно автодорожной части, и строители смогут уже пешком пройтись с Таманского берега на Керченский. Это планируется сделать к новому году».
Вскоре участники пресс-тура сами смогли ощутить под ногами твердь будущего моста. «Десант» журналистов высадился на четвёртом участке стройки, расположенном на острове «Тузла». Он является самым протяженным и передовым из всех. Именно здесь в 2016 году начинались работы по устройству свайного основания, была сооружена первая опора и собирались первые пролетные строения. А сейчас в этом месте уже идут работы по устройству полотна, дающие представление о будущем облике всего моста. Подход к работе очень основательный. К примеру, чтобы покрытие было идеальным и долго служило, перед въездом на эту часть моста всем машинам тщательно моют колёса, поскольку грязь может повлиять на некоторые технологические процессы. Также журналисты увидели, как укладывается слой гидроизоляции, препятствующий попаданию влаги на конструкции моста.
«Работа идёт в хорошем режиме в соответствии с графиками — уже готово процентов сорок нижнего слоя дороги и четвёртая часть верхнего, — говорит заместитель начальника ФКУ Упрдор „Тамань“ Кайрат Турсунбеков. — А в ближайшее время мы приступим к работам по обустройству автодорожного моста. Это установка водоотводных лотков с пролётных строений, барьерных ограждений, опор освещения, автоматизированных систем управления дорожным движением».
Турсунбеков коснулся и денежных вопросов. К настоящему моменту вся стройка профинансирована на 75 процентов — оплачено более 170 миллиардов рублей. В том числе принято выполненных работ на 111 миллиардов, что составляет половину от общей стоимости контракта.
Всё на высоте?
С отрезка моста на острове «Тузла» открывается красивый вид на судоходные арки, но всем очень хотелось посмотреть на них не только издали. С помощью специального лифта, установленного на время стройки, журналисты поднялись прямо на железнодорожную арку. Немногие могут похвастаться тем, что по ней гуляли, поэтому ощущения сильные. Сейчас на закреплённой намертво металлической громадине ведутся различные работы. В глазах так и сверкают разлетающиеся во все стороны искры от сварочных аппаратов и болгарок. Но ещё активнее мужчины в комбинезонах и касках трудятся на автомобильной арке. Как уже сказано, они готовятся вскоре сомкнуть оба её торца с мостовым полотном.
Арки стоят на 35-метровых основаниях, поэтому с них открывается хороший вид на ближайшие участки стройки по обе стороны Керченского пролива. Куда ни обернись, взор захватывает перспектива из множества опор и мостового полотна. Если опять сравнить с весной, то тогда глаз цеплялся только за вереницу идущих до горизонта строительных кранов и «ленту» рабочих мостов, которые теперь почти теряются на фоне созданных в последнее время конструкций. Благодаря эффекту перспективы с арки хорошо видно то место, где тянущийся на небольшом расстоянии от воды автомобильный мост начинает набирать высоту. Интересно, что железная дорога здесь будет выглядеть иначе в силу технических требований. Его подъём к арке будет намного плавней, из-за чего на отдельных участках пассажиры поездов будут смотреть на автомобилистов сверху вниз.
Железнодорожный мост растёт намного медленнее автомобильного, и сдадут его на год позже. Сейчас готова половина из всех его опор, в том числе они полностью сделаны на сухопутных участках. С лета ведётся сооружение оснований в море и также параллельно идёт сборка пролётов. В целом жд-мост, как и автомобильный, тоже возводится с небольшим опережением графика. План-задание по нему на этот год в полном объёме выполнили ещё в октябре.
Журналистов интересовали и другие детали стройки. Например, пройдёт ли мост испытание плохой погодой, которой «славится» Керченский пролив, не страшны ли ему природные катаклизмы? На это строители напоминают, что всё заранее просчитано. Мост выдержит и девятибалльное землетрясение, и ледовую нагрузку. Прошлой зимой без проблем устояли даже временные рабочие мосты, опоры которых не назовёшь массивными. У Кайрата Турсунбекова спросили об имени моста, которое сейчас выбирают в ходе голосования. Он ответил, что хотя официально это «транспортный переход через Керченский пролив», между собой строители чаще всего говорят «Крымский мост». Также речь зашла и об их отношении к постоянно звучащим на Украине резким заявлениям.
«Наверное, у них обида на нас, — добавил Леонид Рыженькин. — Они говорили, что мост картонный, и что это вообще фотошоп. Но в любом случае мы просто делаем своё дело. Как говорят — собака лает, а караван идёт. И в конечном счёте от этого моста выиграет не только Крым, но и весь мир».