Логово страха. 5 мистических мест столицы
Contents
Игнатий Стеллецкий (1878-1949), археолог, историк, спелеолог:
«Загадки. Только так и могу назвать те явления, которые открываются одно за другим в подземной Москве» (10.02.1934 г.)
1. Нынешний дом 20 по Берсеневской набережной известен как «объект культурного наследия, палаты Аверкия Кириллова». Это правда. Но лишь отчасти. В реальности место это издавна считается одним из самых жутких в Москве. Все владельцы дома в симпатичном уголке Кремлёвского острова умирали страшной насильственной смертью, а один из них и сам имеет славу злодея и душегуба. Григорий Скуратов-Бельский — знаменитый первый опричник, тот самый Малюта.
Об этом доме рассказывали, что его подвалы полны кладов и сокровищ, а сам он был главной резиденцией Скуратова, который здесь же мучил и истязал своих жертв. Это долгое время проходило по разряду баек и городских легенд, до тех самых пор, пока в 1906 г. при строительстве электростанции на Берсеневке не были обнаружены серебряные монеты времён Ивана Грозного. А вместе с ними — расчленённые скелеты со следами жестоких пыток (множественные переломы), обрывки цепей, подвесные крючья и фрагменты пыточных клещей. В подвале самого здания нашли подземный ход, который шёл в сторону Москвы-реки и должен был выйти на противоположном берегу. Аккурат там, где в 1932 г. во время строительства Дворца Советов наткнулись на надгробную плиту Малюты Скуратова. Вероятнее всего, на Берсеневке Малюта и его подручные прятали концы своих зверств.
Вот владельцы этих красивых палат. Боярин Иван Берсень-Беклемишев за спор с князем Василием III обезглавлен на льду Москвы-реки в 1525 г. Малюта Скуратов убит при осаде крепости Вейсенштейн в 1573 г. Боярин Аверкий Кириллов во время бунта 1682 г. зверски убит стрельцами. Дьяк Алексей Курбатов, обвинённый Петром I в казнокрадстве, умер под пытками в 1721 г.
2. Садовническая улица, дом 77
Начиная с середины XV в. здесь регулярно чувствовали «трус великий», или «земли дрожание». В 1902 г. провалился под землю стоящий на этом месте доходный дом — 70 трупов. Дом отстроили и сделали в нём булочную. Но ровно через 30 лет провалилась под землю и она — 24 трупа. Отстроили снова. Но угол этой 5-этажной сталинки взорвался в 1967 г., унеся 147 жизней.
3. Козье болото, ныне — Патриаршие пруды
Бывший козий выпас, где с XV по XVIII в. людям являлся дьявол в виде чёрного козла, предвещающего несчастья — татарские нашествия, опричнину, смуту, восстания Разина, Пугачёва и отмену патриаршества. Воланд из романа «Мастер и Маргарита» недаром начинает своё московское путешествие именно отсюда. Чёрный козёл является и сейчас — тот, кто его видит, умирает через несколько дней.
4. Церковь всех святых на Кулишках
В 1666 г. в богадельне при храме «поселился демон, и живущим тамо всякие пакости творяще» — так появилось выражение «у чёрта на Куличках». Митрополит Иларион изгонял беса 7 недель, но до конца, видно, не изгнал. В 1930 г. здание передали органам госбезопасности. О том, как его использовали, можно судить по тому, что в 1994 г. в подвалах обнаружили останки расстрелянных.
5. Актёркины пруды — музей-усадьба «Останкино»
Усадьбу построил граф Николай Шереметев в XVIII в. До этого здесь было кладбище неопознанных людей и самоубийц. Традиция не прерывалась и потом — в пруду топились крепостные актрисы. Появлялся также призрак некой старухи с клюкой, предвещавшей беды. В последний раз её видели перед пожаром на Останкинской телебашне 27 августа 2000 г.
Ещё один мистический дом? Нет, всего лишь байка!
Дом на Разгуляе, Спартаковская ул., 2/1, называют домом «колдуна Брюса» — учёного и сподвижника Петра I. На самом деле его построили спустя 50 лет после смерти Якова Брюса. Принадлежал он филологу Алексею Мусину-Пушкину и тайн не имеет.