Недвижимость

Будущее с точки зрения прошлого. Какой виделась Москва футурологам СССР

Это будущее — с точки зрения поколений начала XX в. — давно наступило, и живём в нём мы с вами. А значит, имеем отличную возможность узнать, «что было, что стало и чем сердце успокоилось».  

Соловьи с Ленинского проспекта

В 1936 г. советский педагог Сергей Розанов издал детскую футуристическую книжку «Алюта — воздушный слонёнок», в которой довольно подробно описал будущее Москвы с помощью обычного литературного приёма: герой книги переносится на много лет вперёд, в Москву 1961 г., и своими глазами видит, как преобразился город. Давайте заглянем в это «будущее».

Во-первых, столица навсегда избавилась от зимних холодов. Технически это выглядит так: на крышах зданий проложены трубы, воду в которых естественным путём подогревает летнее солнце, ночью вода загоняется под землю в особые термосы, очень долго сохраняющие заданную температуру. «За лето солнце согревает так много воды, что уже десять лет тому назад все московские дома стали отапливаться солнечной водой», — пишет Розанов. Мало того — тепла хватает и на зиму, грунт прогревается до такой степени, что город превратился в настоящие субтропики — на улицах растут пальмы, мандарины, сливы, груши и ещё какие-то диковинные деревья, цветущие круглый год. 

Разумеется, чудесный «город-сад» невозможно представить без певчих птиц. Например, приручённые соловьи здесь — обычное дело, они «так привыкли к ребятам, что клевали муравьиные яйца прямо с пионерских ладоней», как рассказывает автор. На зиму птицы, разумеется, не улетают — зачем, если нет морозов? А весной они так поют, что «по всему Ленинскому проспекту даже выключают радио, чтобы лучше было слышно ­соловьёв».

Общественный транспорт в Москве 1961 г. будет (или всё-таки «был»?) бесплатный и самокатный, то есть двигается он за счёт инерции. Крыши домов соединены рельсами, вагончик спускается с крыши и разгоняется до такой степени, что самокатом влетает на следующий дом. Остановка транспорта осуществляется в самых верхних точках с помощью электромагнита. Никаких автобусов, трамваев и автомобилей нет и в помине, поэтому на широком и зелёном Ленинском проспекте стоит «осенняя тишина, только музыка слышна да ровно рокочут движущиеся ленты улицы». 

Читать так же:  Москва выставила на торги медиафасады на Новом Арбате

Возможно, оттого, что транспорт забирает минимум энергии, горожане пользуются им бесплатно. Ничего не стоят для москвичей также образование, детские кружки и студии, книги и периодика. Тут автор почти попал в точку: в 1961 г. в Москве действительно было бесплатное образование (впрочем, как и сейчас), книги и периодику можно брать в библиотеках, все кружки и секции в те времена дети посещали безвозмездно.

Еще один вариант будущего. Московский Кремль @KremlinMuseums на открытке из серии «Москва через 200 лет». Т-во Эйнем. Москва, 1914 (?) pic.twitter.com/8YotVFpZ7T

— Музеи Кремля (@KremlinMuseums) 6 октября 2017 г.

Москва — порт пяти морей?

В начале тридцатых годов прошлого века московские власти строили грандиозные планы по снабжению столицы свежей водой. В те годы это была нешуточная проблема, воды катастрофически не хватало на промышленные и бытовые нужды. 

О том, как должна выглядеть новая Москва, напоенная водой, рассказывалось в книге «Беломорско-Балтийский канал имена Сталина», выпущенной в 1934 г. Планировалось пустить в Москву верхневолжскую воду (что и было позднее сделано), прокопать десятки новых каналов и проточных прудов, а также «выпустить на волю» из подземных коллекторов все 37 московских речек — Синичку, Лихоборку, Черторый, Нищенку, Кровянку, Капельку, Фильку и другие. Не исключено, что Москва могла стать похожей на Венецию или Амстердам, если бы этим грандиозным планам суждено было сбыться. 

«Каналы пройдут по Камер-Коллежскому валу, около Ленинградского шоссе, у фабрики «Богатырь», по Садовой, в районах Петровского-Разумовского, Бутырского хутора, Останкина, — говорится в книге. — Реки выступят из труб в районе Пресни, Александровского сада, на участках Бульварного кольца. Вода раскроется в разных местах в ряде проточных прудов, водных лент, каскадов, перепадов. Краснопресненская набережная превращается в водяную лестницу, используя рельеф склона».

Читать так же:  Ozon арендовал крупнейший гибкий офис в России - Недвижимость РИА Новости, 23.09.2021

"Москва будущего" 1940-е. Маску не показывайте pic.twitter.com/vgAbOBWd6l

— cuggxa (@cuggxa) 25 мая 2016 г.

Ещё одно предсказание сбылось полностью, авторы как в воду глядели: «В старой Москве было два фонтана — на Лубянке и на Театральной площади, в новой Москве будут бить сотни фонтанов». И сегодня это действительно так.

«Великие водные дороги скрестятся в Москве. Москва превратится в порт пяти советских морей». И тут угадали, сегодня через канал им. Москвы можно попасть в Каспийское, Чёрное, Азовское, Балтийское и Белое моря, правда, советскими их назвать не получится.

Авторы книги, описывая центр города, называют его «клоакой» и предлагают «снести все эти обветшалые лабазы, превратить Зарядье в несколько террас зелени — зелень, вода, гладь Москва-реки, кремлёвские стены — это будет одно из самых прекрасных мест в самой красивой столице мира».

Ничего не напоминает? Тогда прогуляйтесь, как потеплеет, в ландшафтный парк «Зарядье», оцените точность формулировок и прозорливость наших предков. 

Когда Мечты сбываются

Но будущее неудержимо наступает, и вот уже мечтатели А. Логинов и П. Лопатин в книге «Москва на стройке», изданной в 1955 г., прогнозируют внешний вид столицы 1980-х гг. 

«На противоположном берегу реки, где лежала когда-то низина Лужников, раскинулся крупнейший стадион столицы. Прозрачный купол высится над чашей стадиона… Зимой, когда воет вьюга и ветер срывает с крыш колючую позёмку, на зелёном поле стадиона — футболисты в майках и трусах». Один-ноль в пользу авторов. 

Так писатели рассказывали про транспортную ситуацию в столице: «Сплошным потоком идут машины по кольцу. Такой же поток движется по магистрали. Казалось бы, неизбежна остановка и ожидание у закрытого светофора. Но светофора нет, машины не сбавляют скорости: магистраль проходит над кольцом по высокой эстакаде». Всё сбылось, правда, не в 1980-е, а совсем недавно, но зато почти буквально.

Читать так же:  Хуснуллин: строительство в рамках программы реновации стартует в 2018 году

Москва будущего глазами мечтателей сто лет назад https://t.co/apumHSepxt pic.twitter.com/57x2R3yRG1

— Российская газета (@rgrus) 20 октября 2015 г.

А вот массовое использование автомобилей с электродвигателями всё ещё остаётся мечтой. «В несколько рядов идут машины, сотни, тысячи машин, — мечтают футурологи. — А на магистрали тишина, только слышно шуршание шин. И это естественно. …Мотор не урчит: подобно гудку, бензиновый мотор изъят из Москвы — в столицу допущены только электродвигатели».

Но… «В Театральном сквере из круглого водоёма с шумом летят вверх прозрачные струи фонтана… Преобразилась и площадь Дзержинского. Она перепланирована, раздалась в длину и ширину, подойдя вплотную к зданию Политехнического музея. Окружённая новыми домами, площадь стала торжественной и строгой. Изменился Китай-город — наи­более тесное в старой Москве скопление домов. Теперь здесь образовались более просторные кварталы, и впервые за много столетий зелень нашла себе место в каменном Китай-городе…»

Откуда они узнали, что именно так и будет выглядеть Москва?

Источник

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button