«Аптекарский огород»: ботанический сад или модная арт-площадка Москвы?
Сад — феникс
Сад на окраине Москвы появился в 1706-м по приказу Петра I. Царь лично посадил ель, пихту и лиственницу (последняя сохранилась до наших дней) «для наущения граждан в их различии». Но на самом деле Пётр хотел «наущать» придворных лекарей выращивать лекарственные травы для нужд Аптекарского приказа — отсюда и название. Во времена Александра I «Аптекарский огород» передали Императорскому университету для обучения студентов-ботаников. Сад пережил нашествие Наполеона, потрясения XX в., но самым тяжёлым испытанием для него оказались 1990-е. «Я сюда попал в начале 1990-х гг. и был поражён тем, в каком чудовищном упадке находился сад. Он был похож на… лесопарк. Оранжереи разваливались, поэтому сотрудники работали в касках. Ландшафтная структура была на грани полной утраты. И тогда родился спасительный проект», — вспоминает Алексей Ретеюм. Спасать пришлось всё — коллекции, исторические здания, уникальные растения. Тогда и поняли, что помочь может только интерес посетителей.
Читайте также: Ледяная пещера и чудо-музыка. Почему парк «Зарядье» так популярен?
Искусство на грядке
«Ни один ботанический сад в мире не может сравниться с нами по разнообразию культурной программы. У нас проходит несколько концертов в неделю. В старинной лаборатории, построенной в 1883-м, — камерные концерты. В саду возрождаем традиции салонного музицирования. Нам удаётся приглашать таких мировых звёзд, как Никола Уливьери — знаменитый бас, ученик Лучано Паваротти. Сейчас закончились гастроли Филиппа Матмана с программой музыки барокко. У нас проходит фестиваль «Город Джаз», на котором выступает основоположник отечественного джаза Алексей Козлов», — с гордостью рассказывает А. Ретеюм. А 7 лет назад появился свой Театр С.А.Д. — не какой-то там антрепризный, а репертуарный, с труппой. Он начался с постановки «Аркадия» по пьесе Тома Стоппарда, где одним из действующих персонажей является… английский сад. На подмостках среди живых декораций играют разное: от трагикомедий до пластических спектаклей. «Люди шли на концерты или спектакли и иногда впервые оказывались в ботаническом саду. Наш маршрут проложен так, чтобы по дороге к концертному полю гости смогли взглянуть на главные достопримечательности. В результате они знакомятся с природой, восхищаются и потом вновь возвращаются сюда. То есть их знакомство с ботаническим садом начинается не с коллекции растений, а с того, что они сами становятся частью модного культурного события», — делится секретом привлечения так называемой «непрофильной публики» директор.
Цветочная бесконечность
Разнообразие растений сада поражает воображение — сейчас их 5,5 тыс. всевозможных сортов и форм! Коллекции совершенно уникальны. Например, одних лишь суккулентов насчитывается 2 тыс. разновидностей — одно из самых крупных собраний в России. Впечатляют собрания орхидей, растений Южной Африки, растений открытого грунта. «Естественно, все они используются и в образовательных, и в научных целях. Коллекция растений средней полосы совершенно беспрецедентна — это и лесные растения, и водные, и болотные, и хвойного леса. Получается выборка, которая важна для экологического образования детей. Да и взрослым, которые не имеют представления (или забыли), как выглядят растения, красиво описанные в литературе, это пойдёт на пользу. Например, мало кто знает, что в Подмосковье живёт несколько десятков видов орхидей, а у нас они цветут и их можно увидеть», — описывает своё зелёное хозяйство «главный по огороду». Сейчас идут работы по созданию ультрасовременной лаборатории микроклонального размножения растений. Она позволит учёным гибридизировать новые сорта и формы, выращивать редкие и исчезающие виды, создавая их клоны, которые потом можно будет вернуть обратно в природную среду. О новых проектах Алексей Ретеюм может говорить часами — это и новые высокотехнологичные оранжереи, и современные ландшафтные экспозиции. В процессе создания «Флора Дальнего Востока» — коллекция растений с Сахалина, Японских островов и севера Кореи. Энергичный директор уверен, что «работы ещё лет на 20, а потом можно переделать то, что сделано, и так до бесконечности».
Читайте также: «Приходим всей семьёй». Чем привлекает посетителей Измайловский парк?
Пять фишек парка
Самая большая в мире кувшинка — Виктория амазонская. Диаметр листьев 2 м, они способны выдерживать вес ребёнка. Цветок кувшинки живёт 48 часов. За это время он меняет цвет и пол. В первый вечер крупный белый цветок — девочка, он привлекает насекомых сильным ароматом, а на вторую ночь — мальчик и ничем не пахнет.
Трупный цветок, или Язык дьявола, прекрасен и ужасен одновременно. С сильным запахом гнилого мяса и разлагающейся плоти. Опыляется мухами — он привлекает их с помощью омерзительного «аромата». Мухи, привлечённые запахом, распространяющимся на десятки метров вокруг, облепляют соцветие и откладывают на него яйца.
Царица ночи — редкий гибридный Селеницереус крупноцветковый семейства кактусовых с громадными цветками, до 30 см в диаметре, с мощным ароматом ванили и флёрдоранжа, со стеблем длиной до 10 м. Он цветёт один раз в год и только ночью. В дни его цветения «Аптекарский огород» продлевает часы посещения.
Орхидеи самых неожиданных форм удивительно пахнут: шоколадом, печеньем, сыром, пылью, солёными огурцами, вечерними духами, корицей, тирамису и фруктами. Бывают орхидеи-пчёлы, орхидеи-башмачки с огромными губами, волосатые орхидеи, орхидеи-тигры, орхидеи-дракулы. Фредкларкеара — самая чёрная орхидея в мире.
Самое старое оранжерейное растение в России — 200-летний саговник улитковидный. Уникальный экземпляр, переживший пожар в Москве 1812 г., был передан в дар «Аптекарскому огороду» из коллекции графа А. Г. Разумовского ещё в 1820-х гг. Учёные уверены, что саговник пришёл к нам из эпохи динозавров.